Зависть к российским Су-27СМ3 выдала слабое место боевой авиации Китая

Стремление Китая получить российский истребитель Су-27СМ3 показывает, как стратегия Шойгу и Рособоронэкспорта защищает интересы армии РФ. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, независимый эксперт Владимир Попов.

Специалисты китайского издания Sohu рассказали об одном из самых интересных вариантов тяжелого Су-27 — модернизированном Су-27СМ3. Это палубный истребитель, которых в России создали лишь 12 единиц, успешно прошедших испытания. При этом почти год назад завершились поставки в Китай партии из 24 многофункциональных истребителей Су-35, контракт на поставку которых был заключен еще в 2015 году. Однако сказать, что Китай ими полностью доволен, не получается.

При этом Су-35 состоят на вооружении ВКС РФ. Они даже сопровождали министра обороны Сергея Шойгу во время визита в Сирию, что говорит о высоком уровне доверия руководства страны к этим самолетам. Как пишет Sohu, у Су-27СМ3 есть значительные преимущества перед другими моделями. Это и укрепление конструкции фюзеляжа, и повышение грузоподъемности, и солидный (почти на тысячу километров) прирост боевого радиуса. Это и другая авионика, расширяющая номенклатуру боеприпасов.

«Стремление Китая получить российские Су-27СМ3 вполне понятно – это очень удачная машина, — отмечает генерал. – Она успешно прошла испытания и была признана легкой, маневренной и обладающей мощными двигателями. Те же Су-35 более тяжелые и базируются на земле, переоснастить их в палубные не получится. Су-27СМ3 – идеальное соотношение цены и качества, что доказал российский опыт эксплуатации.

Почему Россия произвела лишь 12 таких машин? Потому, что они сразу напрашивались на модернизацию, и Минобороны это видело. Потому вскоре были созданы Су-33 для авианосцев, а также Су-30СМ, который от предшествующей модели отличается двумя кабинами и более серьезными тактико-техническими характеристиками. На сегодняшний день Су-27СМ3 для России – уже вчерашний день, ведомство Шойгу располагает куда более серьезными боевыми машинами этого класса».

Слабое место авиации Китая — двигатели

Главное отличие Су-27СМ3 — это двигатель. На самолет устанавливаются АЛ-31Ф-М1 с увеличенной тягой в 13 500 кгс. Именно двигатели были и остаются слабым местом китайских авиаконструкторов. И, видимо, именно эта деталь вызывает повышенный интерес у специалистов Поднебесной. Базой Су-27СМ3 стал экспортный вариант палубного Су-27К, которые должны были поставляться в Китай. Но в определенный момент руководство РФ решило не продавать КНР этот самолет.

Все указывает на то, что ведомство Шойгу пришло к выводу: китайцы вооружат мощными российскими «сушками» свой на тот момент еще не достроенный авианосец. На сегодняшний день они уже достраивают третий корабль, предусматривающий размещение палубной авиации. Тогда руководство КНР с недостроенным авианосцем «Варяг» купило у Украины прототип палубного Су-33, базировавшегося на том же Су-27К. В итоге у китайцев появился J-15, как две капли воды похожий на машины РФ. Но на слабых двигателях.

«Для Китая получение Су-27СМ3 стало бы панацеей от всех бед. Эта машина доступна, чтобы китайцы сами могли ее тиражировать, она надежна и превосходит все аналоги на полушарии, за исключением российских. КНР действует привычно: сначала заказывает у производителя 15-20 машин, потом организует у себя отверточную сборку и в итоге копирует полученные технологии. То же они планировали сделать и с российскими самолетами.

Но в России сочли для себя такой вариант неприемлемым. На сегодняшний день серьезная школа строения двигателей для истребительной авиации есть лишь у РФ и США. Китайцы хотят полностью переключить поставки для своей армии на внутреннее производство. Дошло до того, что они пытаются купить у России двигатели Д-30, которые РФ сейчас испытывает для установки на новейшие Су-57. Но даже агрегаты для четвертого поколения истребителей Китаю давать рано», — подчеркивает авиаэксперт.

Китай остается на третьем месте в боевой авиации

В Китае отмечают: боевых достоинств у Су-27СМ3 немало. Среди них и схема переднего горизонтального оперения летательного аппарата, и усиленная конструкция фюзеляжа, которому необходимо выдерживать жесткие нагрузки при посадке на палубу. Все это китайские инженеры постепенно дорабатывают для своих палубных машин. Но двигатели украинского прототипа ставились лишь для испытаний, у серийных машин России они куда мощнее.

Шойгу во главе военного ведомства РФ справедливо полагает, что передавать удачные российские силовые агрегаты, которые КНР тут же пустит на оснащение боевых машин, пока преждевременно. Пекин же видит ухудшающиеся отношения с США и свои интересы в южных морях, потому стремится поставить на авианосцы более надежные и мощные истребители. Но без российских двигателей эти планы из разряда мечты не выйдут.

«На сегодняшний день Россия и США в боевом потенциале истребителей находятся в паритете, Китай с сильным отставанием расположился на третьем месте. Рособоронэкспорт и Шойгу видят, что пока Россия не введет в полноценную эксплуатацию двигатель нового поколения, давать российские технологии другой стране недопустимо. Над Д-30 работа будет вестись еще год.

Он дает возможность максимально эффективно использовать топливную автоматику, а также технологические возможности по реализации длительного сверхзвукового полета без включения форсажного режима. Пока РФ не получит его полностью готовым, говорить о передаче старых технологий Китаю не приходится. С другой стороны, надежды КНР не беспочвенны – рано или поздно он эти технологии у РФ все же купит», — заключает Владимир Попов.