Запрет на импорт бензина сохранит топливную независимость России

Решение правительства ввести запрет на импорт дешевого бензина – это защита отрасли и интересов россиян. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

В условиях резкого падения цен на нефть правительство решило временно ограничить ввоз в Россию топлива. За рубежом оно подешевело, а в РФ стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования рынка. Запрет предполагается временный — до сентября 2020 года, то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть. Запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива.

Нововведение начнет действовать уже в апреле. В России работает механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые вызывают колебания нефтяных котировок. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены. И наоборот – если внутренний рынок премиальный, то нефтяники платят бюджету.

«Правительство запретом на импорт напрямую поддерживает отечественную нефтеперерабатывающую промышленность, — отмечает аналитик. – Если российский рынок окажется заполнен ввозным дешевым топливом, упадет спрос на горючее, которое производят заводы нашей страны. И им неминуемо придется снижать объемы переработки нефти, а возможно, и останавливать работу предприятий. Это крайне сложно технически, как и запуск впоследствии.

Кроме того, такие мероприятия еще и дорогостоящие, а отечественные компании при этом лишатся прибылей, тысячи занятых в отрасли россиян останутся без работы, бюджет – без налогов. При этом основная стратегическая цель, которую уже достаточно давно провозгласило российское руководство – ликвидировать зависимость страны от иностранных нефтепродуктов. До резкого снижения нефтяных цен в марте, которое продолжается и сейчас, это удавалось.

Схема проста: в России давно выработаны и отлажены цепочки поставок нефтепродуктов во все регионы страны. Если сейчас допустить ввоз дешевого топлива, все эти связи будут разрушены. При этом мы должны понимать, что ситуация с низкими ценами нефти не вечна, а выстроить заново куда сложнее и дороже, чем сломать».

Россияне дешевый бензин не заметят

На сегодняшний день российский бензин в стране оказался намного дороже нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов). В таких условиях импорт зарубежного топлива неизбежен – это диктуют законы рынка. А спрос на бензин сильно упал из-за карантина — по оценкам министра энергетики Александра Новака, в крупных городах снижение составило 10-30%. То есть российские компании уже находятся в непривычных и некомфортных условиях.

Получается, без запрета на импорт нишу российского топлива займет дешевое заграничное, произойдет затоваривание рынка. Сейчас, по словам специалистов, переработка на российских НПЗ уже на околонулевой рентабельности. И без политической поддержки отрасль может не пережить кризисный период, что лишит Россию независимости в обеспечении своих нужд горючим.

«Во всей этой истории есть интересный нюанс – даже если в страну ввозить дешевое импортное топливо, то рядовой российский автолюбитель существенного снижения цены не заметит. В любом случае бензин будет обложен акцизом, к конечной стоимости прибавится и транспортировка горючего по стране до автозаправок. То есть цена понизится несущественно, а удар наносится по целой отрасли производства.

Разрушенные логистические цепочки поставок после повышения мировых цен на нефть придется восстанавливать – это недешево. А значит, в перспективе у нефтяников появится аргумент просить компенсаций из бюджета как у пострадавших от коронавируса отраслей. Куда логичнее запретить импорт топлива сейчас, чем потом собирать отрасль и субсидировать ее восстановление», — заключает Игорь Юшков.