Торговым сетям запретили возвращать продукты поставщикам

По ценам это не слишком влияет на ассортимент товаров, прогнозирует исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

«В общем, все готово и никаких рисков не предвидится», — заверил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли РФ Сергей Беляков. Существует ряд компаний, которые пересмотрели объемы закупаемой продукции в сторону уменьшения, чтобы снизить риски, но это не приведет к дефициту товаров, добавил он.

Ритейлерам запретили возвращать непроданный товар со сроком годности до 30 дней — молочные продукты, мясо, фрукты, овощи и другие продукты питания. Изменения в закон о сельском хозяйстве и закона Об основах государственного регулирования торговой деятельности вступил в силу 9 декабря 2018 года.

Но с того времени действовали в переходный период. В течение 180 дней, продавцам пришлось изменить контракты с поставщиками. Кроме того, включать замену товара с истекающим сроком годности на свежий или возмещение стоимости нереализованной продукции также запрещена.

«Принял новые правила в бурные дебаты. Весь сыр-бор начался из-за поставщиков хлеба, которые жаловались, что они вернуть нереализованную продукцию», — сказал «РГ» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

«Виноват в том, что хлеб не смог продать производителям и даже, наверное, не торговой сети. Хлеб должен быть свежим. И когда он попадает на полку через день, покупатели отказываются покупать. Недостатки системы производства и продаж. Важна правильная организация поставщики логистики. Но они могут быстро продать свои продукты, если они могли бы организовать альтернативные каналы продаж», — сказал Шапкин.

- Advertisement -

Изначально, авторы призвали запретить возврат всех непроданных продуктов.

Они объяснили это необходимостью ограничить деятельность торговых сетей, которые навязывают производителей и поставщиков в невыгодном положении. Сеть защищал возможность возврата нереализованной продукции, ссылаясь на необходимость обновления ассортимента, поэтому клиенты получают самые свежие продукты. Так что возможен компромисс с возвратом только на скоропортящиеся товары.

В конце концов, ритейлеры будут найти способ разрешить ситуацию в свою пользу, — сказал Шапкин. «Безусловно, есть устные договоренности между сетями и поставщиками о том, что если последний не будет принимать назад непроданные товары, сеть отклонить и вернуть уже некачественную продукцию», — говорит он.

Новые правила могут подтолкнуть рынок к изменениям. Сейчас ухудшение потребительского спроса, и конкуренции за покупателя усиливается, отметил Шапкин. Таким образом, торговая система будет идти по пути концентрации. Многие ритейлеры уже занимается импортом, а потом они станут производственных и торговых холдингов, который включает производство собственных брендов. То есть, некоторым производителям придется платить часть своих торговых сетях собственность и превратить в своих подразделениях. Развитие собственных торговых марок розничных сетей можно, но толкать их на это не запрет на возврат товаров, а скорее попытку гарантия поставок, — сказал Беляков.

Есть компании, которые развивают собственное производство. Но большинство собственных торговых марок (СТМ) существует как форма взаимодействия ритейлеров с поставщиками.

В этом случае товары производятся на мощностях завода-изготовителя, но ритейлеры соглашаются с ним о брендировании продукции.

Здесь комфортного сотрудничества и производитель, который получает поддержку в виде маркетингового продвижения, так и для сетей, которые имеют гарантированные и планируемые объемы поставок, — говорит Беляков. Но это отдельный вид бизнеса. Развитие СТМ, а влияние фактора неопределенности на наличие поставщиков и качества их продукции, которые могут быть реализованы по приемлемой цене сети магазинов, руководитель ВШЭ.

Но некоторый рост неопределенности можно, говорят эксперты. Теперь поставщики будут выглядеть для розничной торговли и розничных сетей к поставщикам. Сеть будет крайне заинтересован в скорейшем устранении недостатков, поскольку высокая конкуренция между розничными операторами никто не отменял и отток клиентов из-за отсутствия товара на полке никому не выгоден, — говорит Востриков.