Ставка на МиГ-29 дает Индии преимущество в противостоянии с Китаем

Решение Индии купить у России более 20 истребителей МиГ-29 и модернизировать еще 59 выводит ее на паритет в противостоянии с Китаем. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.

Минобороны Индии одобрило приобретение у России 21 истребителя МиГ-29, а также модернизацию 59 уже имеющихся на вооружении ВВС страны таких самолётов. В целом на эти операции Нью-Дели готов потратить около $980 млн. Кроме того, ВВС Индии также приобретут дополнительно 12 самолетов Су-30 МКИ, которые выпускает индийская авиастроительная корпорация Hindustan Aeronautics Ltd по российской лицензии, на $1,35 млрд. Решение утвердил глава индийского военного ведомства Раджнатх Сингх.

Эти стратегические планы обсуждались на фоне обострения отношений между Индией и Китаем. В ночь с 15 на 16 июня в районе реки Галван в союзной территории Ладакх на границе Индии и КНР произошли стычки между индийскими и китайскими военными. Не менее 20 военнослужащих Индии погибли, 76 получили ранения. Индийская сторона также утверждает, что в столкновениях были убиты и ранены около 45 китайских солдат.

«Индия в последние годы делала вид, что «мечется» между покупкой истребителей у Франции, США и России, — отмечает Попов. – Делалось это для того, чтобы добиться от Москвы максимальных скидок на боевую технику. Минобороны РФ и Рособоронэкспорт понимали, что речь идет о крупных контрактах и готовы были на максимально льготные условия, однако продавать в убыток самолеты, по понятным причинам, отказывались. Нью-Дели делал вид, что готов играть в эту игру вечно.

Но приграничное обострение с Китаем резко изменило ситуацию для Индии – пришло осознание, что необходимо быстро и качественно повысить потенциал военно-воздушных сил. Российские самолеты подходят для этого идеально – в первую очередь, по соотношению «цена-качество». Индийцы покупают российские вооружения с 1970-х и неизменно остаются ими довольны – нареканий и претензий никогда не было. А сейчас на них Нью-Дели делает ставку в противостоянии с Пекином».

Унификация гарантирует победу

МиГ-29 – многоцелевой лёгкий фронтовой истребитель четвертого поколения, в кодификации НАТО назван Fulcrum – «Точка опоры». Самолет несколько раз модернизировали, существенно повышая летные и боевые характеристики. Машина хорошо себя зарекомендовала в конфликтах по всему миру, ее до сих пор активно закупают как страны СНГ, так и дальнее зарубежье. Истребитель наносит удары ракетами разного типа, неуправляемыми бомбами или двуствольной 30-мм пушкой.

Военно-воздушные силы Индии по числу самолетов находятся на четвертом месте после США, России и Китая. Помимо российских МиГ-29 и Су-37МКИ, располагают несколькими десятками французских истребителей-бомбардировщиков Mirage 2000 и Rafale, 16 собственными HAL Tejas и несколькими британскими HAL Jaguar. Но основной авиапарк все же из российских машин, в том числе устаревающих МиГ-21 и МиГ-27.

«Фактически Индия действительно может отказаться от российских истребителей в пользу американских, которые ей упорно навязывают, однако понимает недальновидность этого шага. Ведь уже почти полвека страна имеет дело с российским самолетами, на которых обучены работать летчики, обслуживающий и инженерный состав. Новый авиапарк потребует огромных расходов на переучивание сотен специалистов, запас запчастей. Цены Штатов же куда выше российских.

Другой нюанс – унификация вооружения. Россия сейчас предлагает широкую номенклатуру современных ракет типа «воздух-воздух» и «воздух-земля» – как управляемых, так и неуправляемых. Кроме того, на экспорт российский оборонпром поставляет партнерам свободно падающие бомбы с высокой степенью корректировки траектории. Все эти снаряды в цене куда привлекательнее, чем американские аналоги», — подчеркивает Попов.

Российское качество против «самодела» КНР

Индия и Китай, по мнению военных аналитиков, вступили в гонку вооружений, стремясь добиться паритета в противостоянии. Однако Китай в свое время купил несколько самолетов Су-27 и МиГ-29, и построил их копии — J-11 и FC-1. Эксперты отмечают, что эти «самоделки» во многом уступают оригиналам – как в летных качествах, так и в маневрировании, атаке. Особенно провал ощутим в номенклатуре используемого ракетного вооружения – китайское обладает крайне сомнительными характеристиками.

Глава Минобороны Сергей Шойгу называл российские военные самолеты «залогом того, что никто даже помыслить не смеет о нападении на Россию». Даже США и руководство НАТО отмечают высокие боевые качества российских машин. И признают эффективность оборонной политики Сергея Шойгу, который последовательно перевооружает воздушно-космические силы страны современными самолетами и вооружением. The National Interest включило Миг-29 в топ-5 военных самолетов, являющихся главными угрозами для НАТО.

«Индия сделала ставку на качество российских истребителей, и явно не прогадает, так как оригинальные МиГ-29 обладают куда более высоким боевым потенциалом, чем китайские аналоги. При этом со стороны Нью-Дели это грамотный экономический ход. Россия привычно не завышает цену на свои вооружения, но каждая выплаченная за них рупия себя оправдает надежностью и качеством в бою.

Китай же делает ставку на количество – свои самоделки он поставил на конвейер и штампует их, что называется, десятками. Общий флот в 80 единиц Миг-29 и 267 Су-30МКИ составляют серьезную базу ВВС Индии. Мощью эту армаду вполне можно противопоставить куда большему числу китайских истребителей с китайским же вооружением. Россия при этом неплохо заработает на их гонке вооружений», — заключает Владимир Попов.