«Союз угля и стали» стал примером для Армении и Белоруссии в доступе к российскому газу

Россия, Армения и Белоруссия не могут уравнять тариф на транспортировку газа в ЕАЭС по простой причине – нарушится существующий баланс интересов. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Алексей Анпилогов.

Единый тариф на транзит газа в ЕАЭС не может быть введен на нынешнем уровне интеграции. Об этом сегодня заявил президент России Владимир Путин на заседании Высшего Евразийского экономического совета в формате видеоконференции. «Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что он может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения», — сказал он.

Путин добавил: пока что цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал. «Это обычная мировая практика», — уточнил президент РФ. И предложил: вопросы тарифообразования на рынке газа в ЕАЭС могут быть обсуждены позднее на экспертном уровне.

«Обсуждаемая проблема достаточно проста, так как упирается в создание единого налогового и таможенного законодательства между странами ЕАЭС, — отмечает Анпилогов. – К примеру, Белоруссия получает по очень льготным расценкам нефть и дешево перерабатывает, после чего более 60% нефтепродуктов идет на экспорт. В основном – в Россию, где составляют конкуренцию продуктам, выпущенным местными НПЗ. Ситуация  газом более масштабная.

Ведь если Армения и Белоруссия получат «голубое топливо» на льготных условиях, то это существенно снизит себестоимость выпускаемых их предприятиями товаров. И они начнут конкурировать с российскими на рынке РФ. При этом Россия за счет достаточно высоких налогов с тех же нефти и газа для своих потребителей развивает огромную страну и выполняет соцобязательства. Налоги в Армении и РБ куда ниже, то есть их предприятия получат значительное преимущество».

Решение – в гармонизации законов

Путин констатировал: глубокий уровень интеграции России с Белоруссией и Арменией пока не достигнут, так что говорить о едином тарифе рано. Так что российский президент предложил исключить «газовый вопрос» из проекта Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года. Тогда будет возможность одобрить документ уже сегодня, а со спорным пунктом по единому газовому тарифу работать отдельно, чтобы подготовить страны к внедрению инициативы.

При этом российский лидер заверил: Россия заинтересована в расширении взаимодействия в Евразийском экономическом союзе. Этот альянс ставит глобальные и масштабные задачи по восстановлению экономического роста стран-участниц. ЕАЭС при этом должен продолжать укрепление сотрудничества с другими объединениями и отдельными странами, прежде всего на пространстве СНГ, считает Путин.

«Формирование единого тарифа на энергорынке на справедливых условиях мир уже видел – это так называемый «Союз угля и стали», который Франция и Германия заключили в 1951 году. Париж и Берлин убрали пошлины на указанные виды товара, но перед этим сделали практически идентичными национальные законодательства. Налоги были одинаковыми, уровень цен – вполне сопоставим. Для бизнеса не было разницы, где открывать предприятие – во Франции или Германии.

На пространстве ЕАЭС этого сейчас нет. Налоги в Белоруссии и Армении ниже, чем в России, которая стремится в налоговой политике следовать правилам ВТО и практике Запада. И если сейчас вводить единый тариф, то преференции получат как раз страны с более слабой экономикой, а это нарушение конкуренции и в целом несправедливый ход. Внутреннее и экспортное налогообложение должно быть единым, иначе для РФ просто тариф станет проблемой», — подчеркивает Анпилогов.

РБ и Армении предстоят крупные реформы

В ЕАЭС на сегодняшний день входят Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Киргизия. Создание общего энергетического рынка – часть проекта в рамках развития альянса. Предполагается, что он начнет работу с 1 января 2025 года. Однако реформа предполагает и четыре правила функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, а также о регламентах централизованной торговли. Именно для того, чтобы учитывать конкурентоспособность участников альянса.

Эксперты считают, что запуск единого энергорынка позволит увеличить ВВП всех государств «пятерки». Торговля на общих рынках будет осуществляться как по прямым договорам, так и на биржевых площадках. Кроме того, реформа повысит доступность энергоносителей для населения и даже может повлиять на конечную цену для потребителей всей государств ЕАЭС. Отдельно прорабатываются вопросы общих рынков электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа.

«Наиболее важный вопрос во всей этой истории – выдержит ли бизнес Армении и Белоруссии налоги на уровне российских. И здесь обманываться не стоит – конечно, не выдержат. Но никто и не требует проводить реформу резко, в одночасье. Нововведения можно и нужно проводить мягко, поэтапно и на протяжении продолжительного времени. При этом развивая новые отрасли, реализуя новые возможности.

И здесь в пример можно привести Японию, чья черная металлургия была одной из сильнейших сторон экономики до 1960-х. Однако эта отрасль в какой-то момент стала зависимой от экспорта угля и руды – собственные запасы страна исчерпала. И Япония полностью отказалась от мощнейшей отрасли экономики, освободив при этом персонал, ресурсы и полностью изменив экономический уклад. Эта жертва позволила развивать микроэлектронику, робототехнику и привела Японию  ее нынешнему уровню прогресса.

Армения выращивает отличные фрукты, Белоруссия – картофель. Но вечно держать экономику на этих активах не получится. Необходимо развиваться, искать новые возможности, расти. И параллельно гармонизировать законодательство по правилам ЕАЭС, чтобы в итоге получить равные возможности на общем энергорынке альянса», — заключает Алексей Анпилогов.