Рост цены АИ-95 вскрыл неготовность российских НПЗ к снятию карантина

Рекордное подорожание бензина АИ-95 на бирже связано с быстрым выходом России из карантина, что породило резкий скачок спроса на топливо. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

Стоимость бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла 56,75 тысячи рублей за тонну, обновив исторический максимум. За сутки цена АИ-95 «премиум» выросла на 0,89%, а с начала июня – уже более чем на 9%. При этом стоимость тонны АИ-92 выросла на 0,59% — до 49,679 тысячи рублей. Но с начала месяца бензин этой марки почти не подорожал, в результате разница в стоимости АИ-92 и АИ-95 выросла примерно до 7 тысяч рублей на тонну.

В то же время в начале июня Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям «в существенной мере» переориентировать экспорт нефтепродуктов на внутренний рынок. Присутствовавшие на правительственном совещании представители практически всех игроков топливного рынка согласились выполнить рекомендации кабмина. На сегодняшний день биржевики констатируют: бензина марки АИ-95 не хватает.

«В первую очередь оптовые цены растут из-за нехватки предложения этого товара на бирже, — отмечает Гордеев. – Карантинные ограничения привели к тому, что нефтеперерабатывающие заводы существенно сократили объемы выпуска горючего – потребление в крупных городах страны упало в апреле-мае вдвое. Естественно, чтобы не затоваривать рынок, предприятия не стали производить продукцию с избытком. При этом мы помним, что оптовые цены на бензин снизились до минимумов 2019 года.

На этой разнице розничные сети АЗС два месяца неплохо зарабатывали, так как отпускные цены россиянам не повышали. В последние недели российские регионы снимают карантинные ограничения – спрос на топливо стал расти. При этом НПЗ не в силах быстро его удовлетворить, так как не ожидали, что он станет восстанавливаться такими темпами. А в мае-июне еще и проводились плановые ремонты на заводах, потому производство опять-таки естественным образом снизилось».

Розничные цены не «взлетят»

Отдельные игроки нефтяного рынка обвиняют в проблемах демпферный механизм – правило, введенное для обеспечения российского рынка топливом в полном объеме. Оно подразумевает, что нефтяные компании получают доплаты из бюджета за продажи топлива в РФ, когда по цене выгоднее его экспортировать. И наоборот – сами доплачивают в госказну, если ситуация на внутреннем рынке позволяет заработать больше, чем на экспорте. Сейчас как раз платят компании, и не все этим довольны.

По данным Росстата, с 1 по 7 июня розничные цены на бензин марки АИ-92 в России выросли в среднем на 0,1%, АИ-95 — на 0,2%. Рост цен на бензин был зафиксирован в столицах 45 регионов России — наибольшее, на 1,8%, в Кызыле, снижение цен — в Калининграде (минус 0,1%). По данным Московской топливной ассоциации, на заправках столицы за последнюю неделю литр АИ-92 подорожал на 3 копейки, а литр АИ-95 — на 18 копеек. То есть в целом рост цен незначителен и не превышает норм, установленных правительством.

«Сейчас нефтепереработчики уже повысили нагрузку, и просто необходимо какое-то время, чтобы новые объемы топлива дошли до потребителя. Если смотреть недельную статистику поставок, то сейчас рынок недополучает порядка 10% необходимых ему объемов топлива – сравнение идет с потреблением прошлого года. При этом и уровень запасов горючего в стране необычайно низкий – для начала лета такая ситуация нехарактерна.

Тем не менее производство уже растет и вскоре выйдет на объемы прошлого года, то есть ситуация выправится хотя бы частично. Сказался и запрет импорта дешевых нефтепродуктов из Белоруссии, который частично мог бы покрыть спрос. Розничные цены АЗС начали повышать с начала июня, так как огромная маржа стала сокращаться. Так что небольшой рост цен мы будем наблюдать в течение ближайшего месяца. Но все процессы тщательно отслеживает антимонопольная служба», — подчеркивает Гордеев.

Подорожание в пределах инфляции

В начале апреля правительство решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина. За рубежом он подешевел вслед за нефтью, а в России его стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования и ценообразования – в стоимость литра топлива заложен целый ряд акцизов и сборов. Запрет на импорт дешевого иностранного бензина вступил в силу 2 июня.

Введена эта мера была для поддержки российских нефтеперерабатывающих предприятий – они платят довольно серьезную долю налогов с выручки, так что конкуренции с дешевым импортным топливом априори не выдержат. При этом в России средние мировые расценки на горючее. А согласно правилам игры на топливном рынке, компании и правительство находят взаимовыгодное решение, чтобы цена топлива росла лишь в пределах инфляции.

«Скачкообразный рост цен на бензин и топливо прекратится довольно быстро, причем серьезного повышения не будет. Как показывает практика последних лет, даже при высокой волатильности на оптовом рынке розница по итогам года покажет рост примерно на 4% — средний показатель инфляции. До декабря этот процесс уже привычно растянется. Независимые АЗС в отдельных регионах пострадают, так как вынуждены будут соотносить свою выручку с оптовой ценой топлива.

Однако довольно скоро мы увидим коррекцию – после роста цена опта снизится. Этому будет способствовать и мировой нефтяной рынок – Brent уже торгуется около $40 за баррель, что повышает привлекательность экспортной альтернативы для российских топливных игроков. Но пока, даже несмотря на выплаты по демпферу, российский рынок для продавцов остается премиальным. А значит, вскоре ситуация естественным образом сбалансируется за счет роста предложения», — заключает Андрей Гордеев.