Российская нефть бьет рекорды на фоне действий РФ в рамках ОПЕК+

Значительный рост цен на нефть Urals в июне приведет к сокращению объемов выпадающих нефтегазовых доходов в июле 2020 года, рассказал ФБА «Экономика сегодня» старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук

Стоимость российской экспортной нефти Urals обновила рекорд по величине премии к эталонной марке Brent на Европейском рынке, о чем свидетельствуют данные ценового агентства Argus Media. Цена российского сырья показывает относительную стабильность. Так 29 июня 2020 года премия достигла уровня в $2,45 за баррель на северо-западе Европы и продемонстрировала максимальный показатель за период с сентября 1994 года по июнь текущего года. Но в июле премия показала небольшой откат от рекордных показателей июня до уровня в $1,66 за баррель. В абсолютном выражении стоимость российского сорта нефти выросла 2 июля 2020 года относительно прежней цены на $0,08 и достигла показателя в $44,6 за баррель. Согласно бюджетному правилу, при стоимости нефти выше цены отсечения Министерство финансов Российской Федерации покупает валюту на рынке и доходы направляются в Фонд национального благосостояния. При этом, цена отсечения, заложенная в бюджетном правиле на 2020 год, составляет $42,4 за баррель.

Консалтинговое подразделение Argus Media предполагает, что стоимость Urals во втором полугодии может подняться до $45 за баррель, при этом, к концу 2020 года ей удастся достичь рубежа в $48 за баррель. Ожидается, что такое влияние на нее окажут сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Кроме того, эксперты Argus полагают, что премия Urals сохранится в течение года к североморскому эталону, однако уже не на таких высоких уровнях.

«Основными факторами, оказавшими положительное влияние на стоимость нефти и обновление рекорда по величине премии к эталонной марке Brent, я бы назвал сокращение объемов добычи сырья и сокращение российского экспорта.

Нефтеперерабатывающие заводы в Европейском союзе, которые заточены на экспортную нефть Urals, избегают дополнительных затрат при переключении на сырье другой марки и продолжают потреблять российское сырье. Параллельно происходит снижение экспорта российского мазута, который также используется для производства нефтепродуктов в виде альтернативы нефти. Это тоже влияет на дисконт премии Urals. В целом мы считаем, что Urals сохранит премию к эталонной марке Brent в 2020 году, так как предположительно ОПЕК+ начнет снимать ограничения, что приведет к нормализации ситуации и появлению дисконта», — рассказывает эксперт.

Кром того, аналитик отметил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне повышения контрактных цен производителей на Ближнем Востоке и снижения арбитражных отгрузок из-за ухудшения экономики этих поставок заметно крепнут цены на легкие сорта нефти.

В мае 2020 года Российская Федерация приступила к быстрому сокращению объемов добычи нефти и относительно апрельского показателя снизила их на 17%. Несмотря на то, что это сокращение изначально не закладывалось в прогноз социально-экономического развития, российская сторона была вынуждена пойти на него для выполнения договоренностей в рамках ОПЕК+. Ожидается, что в период с мая по июль-август отечественные компании должны снизить добычу до 8,5 млн баррелей в сутки с прежних 10,4 млн по состоянию на март 2020 года.

Прогнозируемый размер премии составит ориентировочно $1 за баррель в третьем квартале и паритет в конце 2020 года. Но в июле отгрузки Urals могут упасть более чем на 40%, то есть морской экспорт рискует снизиться на 534 тысяч баррелей в сутки относительно июня и достичь отметки в 770 тысяч баррелей в сутки. Это минимальный объем за всю историю мониторинга с 2002 года. По данным нефтегазовой компании «Транснефть», общий экспорт нефти через морские порты из Российской Федерации может упасть на 22%.

Отметим, что нефть сорта Brent сейчас продолжает дешеветь на фоне новостей о заметно возросшей добыче в Соединенных Штатах Америки, а также увеличения их запасов до исторических максимумов. Так 24 июня стоимость барреля нефти этого сорта упала ниже $41, продемонстрировав тем самым снижение более чем на 5%. Позже баррель торговался по $40,3 с уходом к уровню ниже $40.

Рынки показывают растущий спрос

Объем выпадающих нефтегазовых доходов в июле 2020 года составит порядка 30 млрд рублей. Причиной для такого улучшения должен послужить значительный рост цен на нефть Urals в июне 2020 года, которые вплотную приблизились к цене отсечения бюджетного правила. 

В то же время сохранение выпадающих доходов на ненулевом уровне происходит также из-за сокращения физических объемов ОПЕК+ относительно первоначального плана Минфина. На основании чего Андрей Полищук считает, что объемы продаж валюты в июле текущего года также должны сократиться. Однако их объем, отмечает аналитик, будет сложнее предугадать.

На сегодняшний день, объем дополнительных доходов сопоставим со средним объемом корректировки, которую Минфин РФ делает ежемесячно, поэтому в следующем месяце можно ожидать сокращения продаж валюты как минимум до 60 млрд рублей.

Прогноз по восстановлению стоимости нефти марки Brent, который делает аналитик Андрей Полищук, предполагает рост в среднем до $47 за баррель по четвертому кварталу 2020 года.  Вслед за стоимостью, полагает эксперт, мы будем наблюдать и восстановление спроса на сырье.

Аналитики Goldman Sachs также предсказывали возвращение спроса на нефть к докризисному уровню к 2022 году после того, как в 2020 году он снизится на 8%, а в 2021 году вырастет на 6%. Позитивные изменения произойдут благодаря возобновлению поездок на работу, использованию автомобилей и увеличению государственных расходов на инфраструктуру.

«На сегодняшний день потребность в нефтепродуктах нельзя назвать максимальной, так как авиаперевозчики до сих пор не вернулись к полноценной работе, что притормозит спрос в стремлениях к 100% отметке.

Однако спрос восстанавливается очень быстро и весьма неожиданно. В некоторых странах быстрее всего восстановится спрос на бензин. Это уже заметно в Германии, где спрос увеличился на 5% по сравнению с докризисным уровнем. Подобная тенденция наблюдается и на территориях Китая – трафик превышает докризисные показатели. Ожидается, что уже в 2021-2022 году спрос начнет заметно восстанавливаться», — резюмировал эксперт.