«Приходится воевать»: Попович рассказал, как РФ достигла увеличения экспорта местных вин

Увеличение экспортных показателей российского вина является заслугой предприятий, которые активно предлагают продукт другим странам, рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Экспорт вина из Российской Федерации вырос в 2019 году на 15,3%, что значительно превысило показатели прошлых лет. Особенный рост отмечается в украинском направлении.

Прогноз Минэкономразвития предполагает, что поставки вин за рубеж до 2024 года составят по 0,532 млн дал в год, шампанских и игристых вин – по 0,115 млн дал. Общий экспорт вина из России за прошедший 2019 год составил 6,4 млн кг, сообщало издание РБК на основе данных Федеральной таможенной системы.

«Экспорт на Украину увеличился приблизительно на 50%. Непосредственно вино везли на территории ЛНР и ДНР. В статистике это все отображается как общие поставки на Украину без разделения. Какие-то иные причины я назвать не могу. Кроме того, другие направления также не остались обделены – поставки отправлялись в Европу, Китай. Могу сказать, что увеличение зафиксировано во всех направлениях», – прокомментировал эксперт.

Украинская сторона, напоминает собеседник, в натуральном выражении ввезла на свои территории около 2,9 млн килограммов российского вина, а в денежном – экспорт составил $3,2 млн. Согласно данным Минсельхоза РФ, в натуральном выражении показатели возросли до 62%, что значительно выше прошлых.

Если рассматривать таможенную статистику, которая использует в качестве единицы измерения килограммы, учитывая в весе тару и вино, можно заметить, что в денежном выражении рост поставок виноградных вин и сусла, совместно с креплеными и игристыми, достиг $8,5 млн.

В то же время Минэкономразвития прогнозирует рост производства этой продукции. Так, выработка вина к 2024 году должна увеличиться с 72,647 млн дал до 77,105 в 2020 году. В прошлом году прогноз составлял на 2019 год 71,574 млн дал против 69,776. Производство шампанских и игристых вин к 2024 году вырастет до 13,91 млн дал с 13,106.

Отметим, что данные доклада аналитического центра при правительстве России подтвердили рост экспорта других алкогольных напитков. Например, вырос вывоз коньяка в 15 раз, экспорт джина увеличился в 4,2 раза, виски в 2,9 раза.

Виноделы стремятся к большему

Несмотря на приведенные показатели, Леонид Попович оценивает увеличение экспорта не как прорывное – есть к чему стремиться в ближайшем будущем.

«В следующем году, безусловно, планируется увеличение экспорта российского вина. Но на сегодняшний день сложно сказать, насколько. Неясность обоснована эпидемией коронавируса и ее влиянием на российскую и мировую экономики. Несмотря на сложившуюся затруднительную ситуацию, предприятия на территории Российской Федерации работают достаточно активно», – добавил президент Союза виноградарей и виноделов России.

Напомним, что президент Российской Федерации, подписал закон о виноградарстве и виноделии. По мнению Поповича, данный документ позволит создать очень хороший инвестиционный климат, который разрешит производителям сажать на территории России как можно больше винограда, получать много качественного вина и тем самым наращивать объемы экспорта.

Россия вынуждена развивать экспорт собственного вина в жестких условиях и конкуренции с продукцией Чили, Аргентины и Австралии. Например, экспорт за рубеж осложняется высокой себестоимостью и низкой узнаваемостью. 

К основным регионам, занимающимся экспортом, можно отнести Крым, Севастополь, Краснодарский край. В основном вина идут в Казахстан, Китай и на Украину.

«Наше виноделие считается очень молодым. В настоящее время спрос на вино очень низкий – в мире его с избытком, российское вино не настолько популярно на рынках за пределами страны, так как там предпочитают употреблять местное. Поэтому нашим экспортерам приходится очень стараться и практически «воевать» за рынки, убеждая покупателей в том, что российское вино можно и нужно приобретать. Понятно, что цифры говорят об увеличении спроса, но по факту это заслуга наших экспортеров, которые энергично продвигают свой товар за рубежом. Иными словами, энергия рождает спрос», – резюмировал эксперт.