Последний рейс: 400 пилотов отстранили от полетов

Ситуация с подготовкой пилотов для гражданской авиации в России становится критической. За год из-за различных нарушений 425 рейсов, приостановленных пилотов, заявил генеральный прокурор. Чаще всего проблема заключается в отсутствии подготовки летного состава. Эксперты предупреждают, что эта тенденция негативно сказывается на экономике отрасли.

Дефицит летных кадров в России приближается к критическому уровню. За прошедший год в стране от полетов был отстранен 425 пилотов.

«Ключевым вопросом остается уровень подготовки пилотов. Органами прокуратуры проведены целевые проверки образовательных учреждений гражданской авиации. Из-за различных нарушений за год обоснованным 425 пилотов, пресекли деятельность двух учебных центров авиации.

Росавиация отменены 160 полетов доказательств», — заявила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной в эфире программы «Вопрос с пристрастием» на официальном Интернет-Канал управления «живые» 9 июля.

По его словам, безопасность полетов на пассажирских самолетах сейчас остается одним из самых важных, поэтому уровень подготовки пилотов прокурорами систематически проверяется. После проверки акты прокурорского реагирования был направлен в Министерство транспорта, Росавиацию и Ространснадзор и ГП держит на контроле устранение всех нарушений, заверил полковник.

Ранее сообщалось, что с отзывом сертификатов и коммерческих пилотов линии сталкиваются выпускники Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), который не имеет сертификат авиационного учебного центра.

Выступая ранее на «правительственном часе» в Госдуме, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что с 2017 года в результате прокурорских проверок отстранены от полетов на 550 пилотов. По его словам, в ходе надзорных проверок были выявлены факты неполного прохождения программы обучения летного состава, отсутствие образовательных учреждений необходимыми людскими и материально.

Цифры не являются критическими для отрасли, но очень тревожный.

- Advertisement -

Как пояснил главный редактор отраслевого издания «Авиапорт» Олег Пантелеев, считается, что в среднем, один самолет (если речь идет о дальнемагистральных рейсах) у нас около пяти экипажей.

«400 человек, если вы скажете, что это 400 командиров — 80 самолетов либо на земле, либо не приобрели авиакомпанией. Если там [в списке Генеральной прокуратуры — «Газета.Ru»] в равных пропорциях КВС (капитан воздушного судна — «Газета.Ru») и пилотами, потом делим пополам. Если это 400 пилотов, стажировки, курсанты, недавно выпущенный из школы, то радикального влияния на бизнес авиакомпании это не окажет», — говорит эксперт.

Одной из причин длительная нехватка опытных летных кадров в российской авиации кроется в устаревшей системе обучения, которая унаследована от советской системы, — говорит главный редактор отраслевого Avia.ru портала Роман Гусаров.

«Мы готовимся очень долго, дорого и некачественно. Наш курсант после пяти лет обучения не могут работать», — сказал Гусаров.

За пять лет государство тратит на образование огромные деньги, а еще после этого авиакомпания за деньги доучиваться на будущих пилотов, образовательный процесс за рубежом занимает 18 месяцев, будущие летчики платят и отношение к учебе их больше. На выходе у них лучше профессионалам, — говорит эксперт.

Олег Пантелеев отмечает, что нехватка летного состава в российской гражданской авиации «очевидно» существует, а «любые специалисты для пенсионеров только ухудшается дефицит». В дополнение к инспекциям и комментарии есть еще природные факторы, приводящие к вылету из летного состава, — состояния здоровья, возраста и т. д., и экономические, такие как попытки перенести на другие иностранные авиакомпании для того, чтобы иметь более высокий уровень заработной платы и доходов.

Многие российские пилоты сами идут работать в иностранные авиакомпании, как падение рубля и ослабление экономики, уровень зарплаты иностранных пилотов становится все более низким по сравнению с Россией. Это, конечно, едут в основном опытные пилоты, самый популярный за рубежом, со знанием иностранных языков в России такой кадровый дефицит, у нас еще есть пилоты на более низком уровне.

На этом фоне «усиления таких факторов, как давление со стороны контролирующих органов-это очень серьезный негативный момент, который будет препятствовать росту пассажиропотока и в итоге выльется только в одно: авиакомпании, дефицит, будут вынуждены прибегнуть к гонке заработной платы, повышение заработной платы и, безусловно, это позволит сократить отток пилотов за границей или даже кого-то вернуть в Россию, а на экономику авиационной отрасли будет действовать негативно,»

В то же время Россия приняла нелестно лидирующие позиции по количеству жертв и несчастных случаев среди страны, подписавшие соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. В 2018 году в России, по данным доклада Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в 2,5 раза увеличилось число жертв авиакатастроф, по сравнению с 2017 года.

Таким образом, по данным Росавиации, объем пассажирских авиаперевозок в России продолжает расти. Таким образом, в январе-мае 2019 года российские авиакомпании перевезли более 44,88 млн. пассажиров, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Международный сегмент вырос на 18% до 18,7 млн пассажиров, внутренний — на 8,4%, до 26,2 млн пассажиров.