Пономарев оценил эффект льготного автокредитования в карантин на примере Hyundai Solaris

Предложение Путина направить 7 млрд рублей на льготное автокредитование станет стимулом автопродаж, но существенно не изменит картину на рынке. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил эксперт российского авторынка Алексей Пономарев.

Президент РФ Владимир Путин предложил поддержать спрос на отечественные автомобили, давая покупателям скидку в размере 10%. Для этого глава государства предложил направить на финансирование двух льготных программ автокредитования дополнительно 7 млрд рублей в текущем году. По его мнению, подобные меры позволят увеличить спрос на продукцию автозаводов России. Свою инициативу он озвучил на совещании по развитию автопрома в стране.

«Нужно поддержать массовый потребительский спрос на продукцию автопрома. У нас уже отработан ряд механизмов и инструментов такой поддержки. Имею в виду льготные программы автокредитования, такие как «Семейный автомобиль» или «Первый автомобиль», когда молодая или многодетная семья может купить машину отечественного производства со скидкой по авансовому платежу в 10%», — сказал Путин.

«Изначально на две льготные программы автокредитования в 2020 году российский бюджет закладывал 5 млрд рублей, с инициативой президента субсидии вырастут до 12 млрд, — отмечает специалист. – Определенной поддержкой продаж это, скорее всего, станет, так как выделяемых субсидий часто не хватало на год. Но в целом общую картину на российском авторынке этого года изменит вряд ли. Так как тенденции глобальные.

Продажи автомобилей стоимостью до миллиона рублей ощутимо «просели». Чаще всего покупатели именно в этом ценовом сегменте пользуются программами льготного кредитования. Зато продажи в так называемом люксовом сегменте свыше трех миллионов рублей не только не уменьшились, но даже повышаются. То есть хорошо обеспеченная категория населения не чувствует проблем и свободно совершает покупки. Кризис ударил лишь по бюджетным продажам».

Карантин меняет настроения покупателей

Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» с 2015 года дают скидку на оплату первоначального взноса по кредиту в размере 10% стоимости авто. Для жителей Дальнего Востока она увеличена до 25%. Разница возмещается банкам из бюджета. В 2019-м программа была запущена только в марте, а максимальная стоимость автомобиля, который можно приобрести с господдержкой, снижена с 1,5 млн до 1 млн рублей. В бюджете на программу на 2019 год выделено 9,4 млрд против 9,2 млрд рублей в 2018-м.

Эти льготные программы рассчитаны на молодые или многодетные семьи. Путин сегодня подчеркнул: «Мы поддержим спрос на продукцию именно российских автозаводов и в целом в рамках всех мер поддержки автопрома будем ориентироваться на поддержку тех компаний, которые обеспечивают и наращивают уровень локализации, создают качественные современные рабочие места в России».

«В сегменте бюджетных авто ситуация очень тяжелая, и сильно автокредитование вряд ли повлияет на продажи. Люди не знают, как долго продлится карантин и чем в итоге закончится, кто-то потерял работу, другие в неоплачиваемых отпусках. Этот сегмент покупателей не имеет больших финансовых запасов, потому отодвигает дорогостоящие покупки до лучших времен. И кредитная скидка в 10% не самый сильный стимул идти в автосалон.

То есть сейчас даже низкие проценты и скидки не являются стимулом – неопределенность пугает. Семьи с небольшим заработком если не имели денег купить бюджетное авто до начала пандемии, то теперь средств у них тем боле нет, и их не будет в обозримом будущем. Льготное кредитование даст определенный эффект, но, конечно, докризисных объемов продаж не восстановит», — считает эксперт.

Цены на авто в России будут пересмотрены

По данным «Ромир», автокредит сегодня есть у 3,6% россиян с высокими доходами, 22% со средними доходами и 3,1% с низкими. По таким займам соотечественники платят аккуратно. Как посчитали в Центробанке, по автокредитам, срок платежа которых наступил в сентябре 2019 года, уровень просроченной задолженности находился на уровне 7,4%, с начала года рост составил 0,9 процентных пункта.

В 2019 году продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России составили 1,76 млн – на 2,3% меньше, чем в 2018-м. По словам аналитиков, в этом году из-за карантина и ряда экономических факторов продажи существенно «просядут» – на сколько, будет зависеть от того, как долго продлятся ограничения из-за пандемии. Однако автоконцерны уже сейчас говорят о проблемах с продажами как минимум до осени.

«В свое время действовали и другие программы поддержки автопрома – утилизация и «трейд-ин». Они также обеспечивали определенный рост продаж, после их отмены рынок ожидаемо «просел». Этот год дает свои проблемы. Дилеры, специализирующиеся на ввозе авто из-за рубежа, практически остановили работу – выросший курс рубля существенно поменял правила игры и настроения покупателей, заказывающих авто за доллары.

Впрочем, отразилась эта ситуация и на внутреннем рынке – импортные детали повысили цену собираемых в РФ машин. Если до кризиса «Хендай Солярис» в базовой комплектации стоил 720 тысяч рублей, то сейчас ценник дошел до миллиона. И большой вопрос, нужен ли кому-то «Солярис» за миллион в базовой комплектации. Даже с учетом скидки и льготного кредита.

Так что уже в этом году российский автопром ждет пересмотр цен и правил игры после пандемии. Определенную роль дополнительные субсидии по автокредитованию в этом процессе сыграют, но не станут решающими», — заключает Алексей Пономарев.