Покупкой С-400 у России Турция вскрыла кризис НАТО

Сделка по зенитно-ракетным комплексам С-400 является важным фактором во взаимоотношениях не только Турции и России, но и Турции и НАТО – полагает политолог, преподаватель социальных наук ВШЭ Григорий Лукьянов.

Турция использует отношения с Россией для давления на НАТО

В ходе встречи президента РФ Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана, турецкий лидер заявил, что Москва и Анкара завершили сделку по поставке С-400, несмотря на внешнеполитическое давление США и НАТО.

Благодаря этому контракту Турция стала второй после Греции страной НАТО, которая имеет на своем вооружении российские зенитно-ракетные комплексы, причем министр обороны РФ, генерал армии Сергей Шойгу заметил, что это связано с качествами С-400.

Шойгу отметил, что С-400 является уникальным комплексом, характеристики которого пока никто в мире не превзошел, что и доказано выполненным контрактом на поставку данной систему в Турцию. Важно и то, что перед нами страна-член НАТО, ведь прошлый такой контракт на поставку ЗРК типа С-300 в Грецию происходил в принципиально другой внешнеполитической обстановке и без давления из США.

По словам Шойгу, переговоры с Россией по этому комплексу ведет еще несколько государств, причем турецкий контракт здесь сыграл во благо. К тому же, он не только усилил оборонительные возможности Анкара, но и внес серьезный разлад в ряды НАТО.

«Турция не ставит на повестку дня вопрос выхода из НАТО и активно использует сложившееся геополитическое положение в решении тех задач, которые сегодня стоят перед турецким правительством на внешнеполитической арене», — заключает Лукьянов.

Как отмечает эксперт, с помощью контракта по С-400 и плотным отношениям, сформировавшимся между Россией и Турцией, турки пытаются лоббировать свои геополитические интересы, в том числе, и в контексте Североатлантического альянса.

«Работая с Россией, Турция не забывает про известные страхи по этому поводу, которые сегодня сформировались в американском и европейском политическом истеблишменте. Все это играет на пользу Турции, а те конфликты, которые у Анкары на сегодня есть – например, с Грецией, длятся уже почти сто лет и выходят за пределы проблематики Североатлантического альянса», — констатирует Лукьянов.

Турция получает выгоду от того, что не принимает какого-то кардинального решения по выходу из НАТО или даже изменению своего формата отношений с западными государствами, поскольку она и без этого может проводить самостоятельную политику.

«Главной своей задачей в регионе Турция видит не проекцию интересов НАТО, а своих национальных интересов, и покуда членство в альянсе этому не мешает, Анкара будет продолжать свою работу в данной структуре. Пока президент Эрдоган не показывал, что его правительство тяготит членство Турции в НАТО и что он готов с альянсом расстаться», — резюмирует Лукьянов.

У НАТО существует кризис идентичности

Что касается вопроса отношений с США вследствие сделки по С-400 и регулярных переговоров между Эрдоганом и Путиным, то они всегда были для Турции непростыми, поэтому эти факторы, как отмечает эксперт, не сильно влияют на данный расклад.

«США в ходе Холодной войны и после нее не раз принимали решения, которые шли в разрез с интересами Турции, причем последней приходилось с этим мириться, а сегодня США даже больше зависят от Турции, чем наоборот», — заключает Лукьянов.

Лукьянов считает, что Эрдоган хочет использовать существующую диспозицию сил, чтобы добиться максимального объема уступок со стороны США, которые не хотят терять Турцию, хотя бы из-за того, что она является «южным флангом» НАТО.

«НАТО сегодня продолжает стагнировать, поскольку, несмотря на появление новых членов и окончание Холодной войны, альянс так и не реформировал свою систему с учетом новых целей и новых геополитических правил», — констатирует Лукьянов.

Даже в условиях международной борьбы с террором, которая началась после событий 11 сентября, НАТО внесло только ограниченные изменения в свою структуру, но никак не поменяло направленность своих действий, хотя бы на ликвидацию той же террористической угрозы.

«С момента тех терактов прошло уже почти 20 лет, но, вместе с тем, мы не можем говорить о том, что НАТО перестроилось на новые угрозы. Несмотря на декларации об угрозах со стороны Калининграда, несмотря на то, что угрозой якобы является Китай, альянс продолжает сегодня находиться в кризисе, причем его необходимо охарактеризовать, как полноценный «кризис идентичности», — резюмирует Лукьянов.

В такой ситуации даже самостоятельные шаги Турции по С-400 и по отношениям с Россией, которые противоречат стратегии альянса, не ведут к ответной реакции Брюсселя, из-за чего между турецкой стороной и НАТО сформировался этакий status quo.

«Во многом это происходит из-за того, что не только Турция, но и многие другие члены НАТО не видят в России такой угрозы, которая была в Советском Союзе и которая позволила этим странам объединиться. В современных условиях НАТО тяготятся многие его члены, причем, в том числе, и те, которые много вложили в создание этого альянса», — заключает Лукьянов.

Достаточно вспомнить риторику президента США Дональда Трампа, неоднократно заявлявшего, что НАТО не выполняет тех функций, которые вкладывались в эту структуру в тот исторический момент, когда альянс создавался.