Новое ЧП с SSJ-100: на что спустили миллиарды

В воскресенье вечером в аэропорту «Шереметьево» во время аварийной посадки, загорелся следовавший рейсом Москва — Мурманск самолетов SSJ-100. Из 78 человек, находившихся на борту, выжили 37. Эта трагедия стала новым звеном в цепи аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с новым российским авиалайнером, на создание которых были потрачены миллиарды долларов. Серьезных инцидентов Суперджет происходят практически каждый месяц, и иностранные перевозчики отказались эксплуатировать этот самолет. Удивительно, но на данный момент в эксплуатацию SSJ-100 и не собирается приостанавливать в течение часа из столичных аэропортов вылетают еще несколько Суперджетов.

В России появился первый в истории и эксплуатацию SSJ-100 авиационных происшествий с человеческими жертвами.

СУ-1492, следовавший из Москвы в Мурманск, был вынужден после взлета вернуться в аэропорт Шереметьево, где после «жесткой» посадки загорелся. В Следственном комитете сообщили, что из 78 человек, находившихся на борту, выжили 37. В «гражданских самолетов Сухого» (ГСС) сообщил, что самолет полностью сгорел.

Уже возбуждено уголовное дело.

Причины инцидента пока не известны. В сообщении, аэропорт «Шереметьево» отмечает, что «после взлета экипаж сообщил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт вылета». Аварийные службы говорят, что основная версия случившегося удар молнии, после которого они отказались от автоматической. Погодные условия в момент инцидента действительно была неблагоприятной, однако, в последнее время молнии стали причиной крушения самолета несколько десятилетий назад. Для современных авиалайнеров молнии, по идее не должно быть проблемой

Не в пользу этой версии говорит и тот факт, что самолет SSJ-100 довольно часто становятся участниками серьезных аварий.

Надежда российского авиапрома

В самолет SSJ-100-первый пассажирский самолет, разработанный в новейшей истории России. Ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет был создан в середине 2000-х годов, мощностью от 98 до 103 мест. Коммерческая эксплуатация началась в 2011 году.

Развитие самолетов SSJ-100, по официальным данным, ГСС на сумму 2 миллиарда долларов в эту сумму назвал глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров.

В два с половиной раза больше средств было вложено в производстве вкладышей. Вряд ли проект с такой стоимостью выглядит выгодно, а она была создана как история образа до возвращения Россией статуса авиационной державы. Однако, надежды не сбылись.

В 2012 году палата отметила, что ГСС не хватает денег на серийное производство «Сухой Суперджет 100».

Потом СМИ говорит, что между 2003 и 2010 годами правительство направило на строительство SSJ-100 составляет около 16,9 млрд рублей. Частные компании инвестировали в авиации проект 27,1 млрд рублей из внебюджетных источников для Superjet пошел в 800 млн рублей. Однако, после получения ГСС в 2011 году сертификат летной годности на финансирование проекта прекратилось. ГСС отказано, то проблем с финансированием и активизировал проект.

Весной 2017 года, Министерство транспорта РФ подвело итоги эксплуатации самолетов SSJ. В прессе тогда была претензия, что средняя суточная использование работающих в России автомобилей из-за проблем с поставками деталей меньше, чем у иностранных конкурентов.

«Низкий уровень здоровья»

В октябре прошлого года Сухой Суперджет-100 авиакомпании «Якутия», выполнявший рейс из Улан-Удэ, после приземления выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Лайнер сломал шасси. В компанию-разработчика самолета тогда заявил, что инцидент, вызванный внешними факторами.

Однако для авиакомпании «Якутия» заявление было очень утешительно.

С тех пор, как перевозчик начал эксплуатировать «Суперджет», хлопот было значительно увеличено.

«Из-за низкого здоровья с SSJ-100 «Якутии» на самом деле лето не удалось», — сказал директор парка Иван Винокуров газеты «Коммерсантъ».

По словам технического директора «Якутии» Александра Зинкова, было выявлено 33 случая, когда двигатели не удалось из-за конструктивных дефектов камеры сгорания.

В первой половине 2018 года пассажиропоток «Якутия» упали на 2,7%, а в летние рейсы регулярно задерживаются. По заказу Федерального агентства воздушного транспорта, компания также была вынуждена сократить 10% своих чартерных программ.

О проблемах SSJ-100 был поддержан другими операторами.

Так, в прошлом году «Би-би-си» со ссылкой на внутренние документы одного из перевозчиков сообщил, что оператор считает, что SSJ-100 и наименее безопасных самолетов в своем флоте.

Отечественные самолеты имеют проблемы с механизацией крыла, не нравится шасси, наблюдаются перебои в работе системы ГЛОНАСС.

В ноябре 2018 года авиакомпания Брюссельские авиалинии отказались Сухой Суперджет-100 из-за частых сбоев и отсутствие перевода в некоторых руководствах с русским языком

В феврале стало известно, что единственный европейский оператор самолетов SSJ-100 ирландская компания CityJet перестает лизинг российских самолетов. Причина-частые поломки кораблей.

Неоднократно были скандалы со стороны латиноамериканских пользователей «Суперджет» — например, мексиканская Interjet, которая сталкивается с поломок и нехватки запчастей и прочие «прелести» нового проекта. Блумберг в прошлом году писал о том, что четверо из 22 самолетов SSJ-100 в парк мексиканской авиакомпании не летают, потому что они используются как источник запчастей для других самолетов. «Раскулачивание» было позже отклонено, и ГСС, и перевозчик, но осадок остался. И слухи о том, что мексиканская авиакомпания Interjet может отказаться от «Суперджета», там до сих пор.

Отраслевые эксперты неоднократно подчеркивали, что основная проблема SSJ-100 на послепродажное обслуживание. Кроме того, самолеты данного типа на рынке достаточно узок, производители имели проблемы с серийным производством деталей и поставка комплектующих, даже внутри страны.

Объективно «Сухой Суперджет 100» — лучшее, что сегодня произошло с отечественной авиационной промышленности, но по мировым меркам это плохой самолет, — сказал ранее в интервью «Газете.Ru» эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.

Проклятие Индонезия

Через несколько дней будем отмечать год трагедии, которая произошла с SSJ-100 в Индонезии.

9 мая 2012 года в провинции Западная Ява авиалайнера Сухой Суперджет 100-95В во время демонстрационного полета в облаках врезался в гору Салак. Погибли все находившиеся на борту были 45 человек — 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Комиссия по расследованию причин трагедии пришла к выводу, что несчастный случай был вызван комплексом факторов, большинство из которых в практике авиационных специалистов, называемым «человек».

Расследование подтвердило, что SSJ-100 был технически исправлен и до полета и во время полета; обучение в соответствии с действующими нормативными документами.

«Это не ошибка человека, но человеческий фактор», — заявил на пресс-конференции в Джакарте глава Национальной комиссии по безопасности на транспорте (НКБТ) Индонезии Татанг, Курниади.

11 февраля 2018 года в Московской области потерпел крушение пассажирский самолет Ан-148 «Саратовскими авиалиниями». Погиб 71 человек. После того, как СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что проблемы с датчиками обледенения, который был обнаружен на Ан-148 и стать одной из причин аварии самолетов SSJ-100. Полет Ан-148 был тогда приостановлен, и ГСС, и проблем круизного судна отказано, и рекомендовано «избегать непрофессиональной оценки технических деталей».

После случившегося пожара в аэропорту «Шереметьево» приостановить полеты самолетов SSJ-100 не торопится. Федеральное агентство воздушного транспорта «Газете.Ru» сообщили, что вопрос об ограничении полетов «Суперджеты» в России сейчас нет. Рейсы с участием этих самолетов запланировано 5-6 мая из нескольких столичных аэропортов.

Согласно апреля 2019 года, было выпущено всего самолетов SSJ100 186. Большинство из них эксплуатируются в России: 50 самолет «Аэрофлота», около 15, авиакомпания «Ямал» — это «Суперджеты» в парках и на авиакомпанию «Якутия», «Азимут», «Газпромавиа», «ИрАэро», «Русджет». Для SSJ в парке специального летного отряда «Россия», Министерство внутренних дел.

В настоящее время ведутся работы по модернизации SSJ-100 и создание укороченной версии самолета. Для этой цели правительство решило выделить 85 миллиардов рублей.