Новая методика расчета тарифа на экспорт нефти поможет компаниям сохранить устойчивость

Изменение методики расчета тарифа на транспортировку нефти поможет крупным компаниям занять стабильное положение на рынке и повысить доход, если они последуют принципу «Транснефти», рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов

Российская нефтепроводная компания, контролируемая государством, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов «Транснефть» предложила правительству Российской Федерации рассмотреть и внести изменения в методику расчета тарифов на экспорт нефти. За основу представители организации намереваются брать динамику цен в промышленности, строительстве и стоимость электроэнергии вместо индекса потребительских цен. О предложении в ходе интервью газете «Коммерсантъ» рассказал первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин.

По словам Гришанина, компания рекомендует, «начиная с 2020 года на следующий пятилетний период планирования использовать не ИПЦ, а композитный индекс из четырех составляющих. И уже к этому композитному индексу применять коэффициент 0,95 в рамках принципа «инфляция минус» (тарифы «Транснефти» в 2018–2020 годах должны индексироваться с коэффициентом 0,9–1 к инфляции)». Благодаря этому, уверен вице-президент, тарифы изменятся в положительную сторону и повысятся меньше, чем на 1%.

«Если рассмотреть рынок нефти в мировом масштабе или же обратить внимание на российский, то можно увидеть, что химическая промышленность отвечает за треть потребления энергоресурса, а остальное приходится на автотранспорт, авиа- и морские перевозки», — комментирует собеседник агентства.

При этом, отмечает эксперт, потребительские цены определяют около 30-35% рынка нефти и нефтепродуктов. Иными словами, два указанных фактора являются основными индикаторами для всей отрасли.

«Тарифы и, соответственно, прибыль зависят от того, насколько растут потребительские цены и спрос в промышленном секторе. Именно на такой доход и могут рассчитывать все участники нефтяного рынка», — объяснил эксперт.

Предложение компании «Транснефть», согласно заявлению ее вице-президента Максима Гришанина, в настоящее время находится на обсуждении — российские министерства присылают в организацию дополнительные вопросы.

Напомним, что стоимость нефти рухнула 9 марта 2020 года – практически сразу после того, как сделка ОПЕК+ провалилась. В этот же момент Саудовская Аравия начала ценовую войну с Российской Федерацией, объявив о намерении нарастить объемы добычи нефти до исторического максимума. Сейчас от резких изменений на мировом рынке страдают все нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны.

Ценовая нестабильность: зачем «Транснефть» меняет тактику

Отметим, что в мире нефтяные компании вследствие обвала цен на сырье ниже $30 за баррель приступили к сокращению инвестиций. Некоторые аналитики предполагают, что российские организации могут начать действовать так же, как и международные крупные нефтяные компании, начав сокращать бюджеты на 10-20% в течение 2020 года.

Абсолютно очевидно, что сейчас нефтяные цены на долгое время будут находиться на низких уровнях. Предполагают, что такая ситуация на рынке затянется на полгода или год.

«Условно месяц назад ежедневно осуществлялось около 170 авиаперевозок по всему миру, позже 70 тысяч, а сегодня еще меньше. Соответственно, потребительские цены из-за такой проблемы находятся в максимально нестабильном положении», — рассказал собеседник.

Алексей Анпилогов предполагает, что в будущем из-за попыток организаций возместить все потери, вызванные методами борьбы с пандемией коронавируса, цены могут вырасти вдвое или же вовсе упасть до наименьших значений.

«Потребительский рынок сегодня очень волатильный и неуправляемый. Именно поэтому руководство российской «Транснефти» пытается привязаться к промышленным индексам, которые, по предположению вице-президента компании, будут более устойчивыми, чем индексы потребительских цен», — считает эксперт.

При росте экономики обычно все секторы, связанные с конечным потреблением, быстрее увеличивают цены, а разница оборачивается для нефтяных компаний прибылью.

«Когда рынок сжимается из-за кризиса и стагнации, как в последнее время, быстрее всего падают потребительские цены. При этом промышленные индексы обычно реагируют менее кардинально, и «Транснефть» намерена использовать это в свою пользу.

Российская нефтепроводная компания, контролируемая государством, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов заботится в первую очередь лишь о собственном благополучии, а не о том, как позиция естественного монополиста отразится на общем состоянии рынка. К сожалению, сложившиеся в мире обстоятельства требуют именно таких кардинальных и решительных мер», — констатировал Анпилогов.