Мораторий на импорт выправил дисбаланс на топливном рынке России

Нефтяники в июне существенно перенаправят экспорт на внутренний рынок из-за ценовой конъюнктуры и рекомендаций правительства. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель аналитического управления Фонд национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Минэнерго по итогам совещания о ситуации на топливном рынке выступило со среднесрочным прогнозом. По данным ведомства, спрос на бензин в России в июне снизится на 10% по отношению к июню прошлого года. Однако в связи с постепенным снятием карантинных ограничений потребление горючего в целом по стране растет. При этом российские нефтяные компании в июне существенно перенаправят экспортные объемы нефти на внутреннюю переработку, план производства бензинов в этом месяце составит более 3,1 млн тонн, сообщает.

«Разработаны рекомендованные балансы бензина на июнь 2020, предусматривающие суммарный уровень производства на уровне июня 2019 года (более 3,1 млн тонн в месяц), увеличение отгрузок на внутренний рынок с темпами, опережающими ожидаемый рост потребления, в том числе для восстановления уровня запасов топлива на НПЗ и нефтебазах. Экспортные потоки нефтяные компании должны в существенной мере переориентировать на внутренний рынок уже в текущем месяце», — сообщили в министерстве.

«В сложившейся ситуации стоит вспомнить, что со 2 июня вступил в силу запрет на импорт топлива из-за рубежа. Сам по себе ввоз произведенных за границей нефтепродуктов никогда не был значительным, но в этом году из-за ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке ввозить горючее из-за пределов страны стало выгоднее чем покупать произведенное в России. Чтобы не допустить дисбаланса на внутреннем рынке, до октября регуляторы ввели мораторий на импорт ряда нефтепродуктов, включая бензин и дизтопливо.

Это защитная мера, которая вынудила компании РФ повысить внутреннее производство для перекрытия выпавших завозных объемов. Отсюда и рекомендации Минэнерго перенаправить зачительные объемы экспорта нефти на внутрироссийские нужды. Все отечественные компании согласились выполнить рекомендации. А это позволяет говорить о том, что с проблемами обеспечения топливом страна не столкнется».

Задача – создать профицит

В Минэнерго убеждены, что мощности и объемы производства позволят создать в России профицит предложения топлива, что в свою очередь «позволит стабилизировать ценовую ситуацию в оптовом сегменте на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках». «Риск роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует», — делают вывод в ведомстве.

В итоге Минэнерго исключило возможность роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции. «Результатом совещания стал вывод о достаточности запланированного производства и отгрузок для создания профицитного предложения на внутреннем рынке автомобильного бензина, что позволит в том числе стабилизировать ценовую ситуацию в оптовом сегменте на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках», — заключили в министерстве.

«Предложенные чиновниками меры отвечают базовым задачам – ситуация со стабильным обеспечением топлива останется стабильной, а его ценовые параметры не выйдут за рамки роста годовой инфляции. При этом сетевые заправочные станции крупных компаний чувствуют сейчас себя вполне комфортно в сфере продаж – прибыли они получают вполне приемлемые. С независимыми сетями АЗС ситуация сложнее – им приходится искать новые логистические цепочки и работать через биржевые поставки. А цены там могут заметно расти.

Но, опять же, эти изменения – в рамках допустимых параметров, регуляторы отрасли ситуацию постоянно отлеживают. На прошлой неделе Независимый топливный союз направил письма регуляторам с просьбой пересмотреть демпферный механизм, который как раз и гарантирует стабильность цен на горючее в России. Однако и антимонопольная служба, и Минэнерго сочли эти новации излишними – больших проблем на рынке не наблюдается», — подчеркивает Пасечник.

Спрос на топливо растет неравномерно

Восстановление потребления топлива со стороны населения, связанное со снятием ограничений из-за коронавируса, наблюдается неравномерно по разным регионам. Это потребовало обсуждения ситуации в регионах с участием Минэнерго. Для снятия неопределенностей при планировании закупок независимые АЗС получили необходимую информацию о выходах отдельных нефтеперерабатывающих заводов из планового ремонта.

Помимо менеджеров крупных нефтяных компаний, в совещании приняли участие представители независимых сетей АЗС Московского региона, Татарстана, Воронежа, Саратова, Башкирии, Новосибирска, Омска и Алтайского края, а также антимонопольной службы. Также обсуждалась проблема, возникшая из-за ограничения добычи в рамках сделки ОПЕК+. Говорилось о нехватке сырья на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе, который выпускает больше половины моторных топлив, необходимых Дальнему Востоку.

«Минэнерго отслеживает ситуацию в том числе на Дальнем Востоке чтобы перераспределять сырье и обеспечивать оптимальной загрузкой все НПЗ страны. Именно для этого выпускаются инициативы, призывающие топливные компании переориентироваться в зависимости от ситуации на экспорт или внутренние поставки. При этом учитываются и плановые ремонты на предприятиях переработки – ежегодно это отражается на перераспределении поставок.

Впрочем, и в этом отношении 2020 год уникален. Отдельные заводы на фоне резкого спада производства в апреле из-за карантина пересмотрели свои графики ремонтов и форсировали эти работы. В итоге часть из них уже профилактику завершила, что снимает часть рисков летом. Так что ситуация с обеспечением топливом в России остается стабильной, в еженедельном режиме она контролируется.

Запасы горючего в стране превышают предписанные нормативами объемы десятидневного потребления, так что даже намека на дефицит пока не предвидится. Тем более, в условиях пониженного спроса», — подытожил Пасечник.