Креативный бухучет. Как стартапы скрывают убытки за хитрыми метриками

Потеря нескольких миллиардов может превратиться в сотни миллионов прибыли. Для этого компании придумывают уникальные метрики. Газета «Уолл Стрит Джорнал» подсчитали, сколько таких манипуляций искажает картину







Индекс NASDAQ




Индекс NASDAQ




7 734,49


+1.14% в



Креативный бухучет. Как стартапы скрывают убытки за хитрыми метриками




Твиттер




Рынок




$36,89


-1,39%





Купить


Креативный бухучет. Как стартапы скрывают убытки за хитрыми метриками




Индекс Доу-Джонса




Индекс DJIA




25 532,05


+0,82%


Креативный бухучет. Как стартапы скрывают убытки за хитрыми метриками

Фото: Убер

С начала 2019 года на IPO вышли, два американских стартапов, получивших статус компаний-единорогов. Так называют проекты, которые оцениваются до публичного размещения акций превысила $1 млрд. Про Lyft и Убер, основным направлением деятельности которой являются услуги такси.

На лифте вышли на IPO 29 апреля. С тех пор котировки компании Компания потеряла более 40%, цена за акцию упала с $87 до $51. ИПО Uber также получился не слишком удачным. Компания пришла к нему с оценками ожидание колеблется от 80,5 млрд. долларов США до 91.5 млрд. долл.

В результате размещения
капитализация
Убер действительно попал в «коридор», но на низком уровне $82,4 млрд. В первый день торговли ценными бумагами запуске гиганта оценивалась в $42 — на момент закрытия биржи во вторник, 14 мая, цена упала до $39,9.

Газета «Уолл Стрит Джорнэл», начиная с Пример Lyft и Убер, рассказал,как эти компании объявили о инвесторам свои финансовые показатели. Оказалось, что при большом желании многомиллиардные убытки могут быть превращены в сотни миллионов долларов прибыли.

Как именно манипуляции

Lyft и Убер пришла к публичному размещению огромные потери. Сначала они составили $911 млн в 2018 году, второй — 3.7 за последние 12 месяцев по состоянию на март 2019 миллиардов долларов.

Как стартаперы представили аналитики с информацией о своей работе. Представленные данные включают в себя показатели, которые игнорировать определенные затраты. Например, Убер придумал для своей отчетности показатель основной вклад платформу прибыли. По этому показателю компания заработала в прошлом году 940 миллионов долларов в Америку аналогичным показателям, согласно которой сервис получил 921 млн долларов.

Управление компаниями в таких случаях, объясняет уникальные метрики, что они более точно отражают эффективность бизнеса. Например, Убер исключает затраты на разработку технологий беспилотных автомобилей. Эти расходы не связаны с основной операционной деятельностью, поэтому они не должны рассматриваться, я считаю Убер. Если подсчитать общую стоимость компании, выясняется, что Убер несет огромные потери.

Скорректированы цифры, указанные в докладе, как не-GAAP. Это означает, что результаты, рассчитанные компанией по-своему, не в строгом соответствии со стандартами бухгалтерского учета (GAAP) общепринятые в США. Методика ОПБУ может быть свой у каждой компании, чьи акции торгуются на бирже.

«На самом деле никто не проверяет цифры»

Есть и другие примеры такого подхода стартапов, говорится в статье «Уолл Стрит Джорнал». Сеть коворкингов WeWork «потеряли» в 2019 году, 1,9 млрд. долл. США; без учета затрат на расширение почти два миллиарда убыток превратился в прибыль, равную 467 млн. долл.

На Групоне стандартов для расчета GAAP составила убыток в $420 млн., Не считая расходов на маркетинг и привлечение новых абонентов, убыток превратился в прибыль 60 млн. долл.

В случае Групон, метрика, оказалась настолько спорной, что перед IPO комиссия по ценным бумагам и биржам США рекомендовал убрать эту цифру из отчета. Групон это сделал и после размещения стоимость акций, которыми он серьезно упал.

Бывший генеральный директор Yahoo Майер Мелисса в 2015 году предлагаем инвесторам метрика знатоки. Это свидетельствует о незначительной ценности компании, которые растут даже когда ключ упадет.

В 2013 году в Twitter приобрела интернет-рекламы MoBup. Стоимость сделки составила $350 млн для покупки в MoBup объявили, что их выручка превысила 100 миллионов долларов после приобретения Twitter назвал реальные цифры: доход в размере 6,5 млн. долл. Позже бывший директор MoBup Джим Пэйн сказал, что компания имела в виду общую стоимость всех рекламных площадей, имеющихся у компании на веб-сайтах. «На самом деле никто не проверяет цифры», — сказал Пэйн.

Государственные компании также придумать метрики. И они делают это все чаще

«Творческий учет» как WSJ называет, началась еще в конце девяностых во время дот-комов. Затем компания официально продемонстрировала прибыль для инвесторов, но фактически работал в убыток.

Не только стартапы. Аналитики Доу-Джонса подсчитал, что общая разница в прибыли на акцию компаний индекса S&P 500, в сравнении со стандартной и нестандартной метрики. В 2018 году, в отличие от 19$. За последние десять лет этот показатель вырос в три раза.

Стартапы могут придумать новые метрики в неограниченных количествах. Хотя эти компании не были открытыми, их действия полностью соответствуют законодательству. Но как только компания выходит на биржу, надо использовать термин nonGAAP и объяснить в деталях, что учитывает предложенный метод расчета.

В 2015 году «Уолл Стрит Джорнал» проанализировали 50 технологических компаний. 15 из них в течение года после IPO сообщается с худшими показателями. По крайней мере, шесть случаев это было связано с использованием стандартных методов бухгалтерского учета.

Инвесторов технологических компаний зачастую не могут повлиять на то, как компании. Тот факт, что все больше и больше стартапов получить контрольный пакет акций. По словам профессора из Университета Флориды, Джим Риттер, который изучает ВИС, аналогичная ситуация сложилась в третьем технологических компаний, вышедших на биржу в США в период с 2015 по 2018 год.


Условная стоимость компании, акции которых торгуются на фондовой бирже. Рыночная капитализация равна цене акции, умноженной на их количество. Часто используется для оценки эффективности вложений в ценные бумаги.