Холод: рынок лекарств уже доказал эффект гибкого госконтроля цен на товары

Введение полноценной «заморозки» цен на продукты в России проблематично, гораздо эффективнее действовать по примеру ограничения роста цен на лекарства. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод.

Председатель правительства Михаил Мишустин поддержал предложение думской фракции «Единая Россия» о возможности заморозки цен на продукты. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн по итогам видеосовещания представителей партии «Единая Россия» с премьером.

«Глава кабинета министров правительства согласился практически со всем, что было предложено фракцией. Это касается и ограничений цен на лекарства, на продукты питания и иные товары первой необходимости. Это касается вопросов, связанных с поддержкой бизнеса, работодателей, предприятий среднего и малого предпринимательства в части налоговых каникул и введения отсрочки по уплате арендных платежей», — сказал Хинштейн.

«Предложение заморозить цены в России уже однажды реализовывалось, — отмечает специалист. – Это случилось в 1992 году незадолго до знаменитой либерализации цен. Тогда государство попыталось жестко диктовать продавцам цены, по которым те или иные продукты должны реализовываться. Но в итоге эффект оказался обратным – официально торговцы «регулируемые» товары продавать отказывались, реализуя из у задней двери магазина уже по рыночной цене.

То есть жесткие попытки регулирования, как показала практика, в условиях современной экономики неэффективны. Сейчас на рынке уже сформировалась практика спроса и предложения, которая диктует цену. И если нет ажиотажного спроса, какой мы видели недавно по гречке и туалетной бумаге, то россияне просто откажутся брать товар по возросшей цене. Так что если и вводить госрегулирование, то гибкое».

Эффективный подход — контролирующий

К необходимости ограничивать рост цен на продукты в Госдуме пришли, наблюдая за состоянием российского рынка. «С одной стороны, и на федеральном, и на региональном уровне мы говорим о том, что дефицита продуктов у нас нет. Розница обосновывает повышение цен действиями поставщиков, но производители свои цены так не поднимали. Получается, что это результат действий недобросовестных посредников», — отметил глава фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов.

Мишустину, в частности, предлагается проработать возможность фиксации цен на продукты в экстренных ситуациях. «Это означает, что необходимо ограничить наценку на каждом этапе «товаропроводящей цепи» десятью процентами. Неверов привел в пример резкий рост в РФ цен на лимоны и корень имбиря, которые по вине продавцов выросли в цене в десятки раз после распространенного фейка, что помогают не заразиться коронавирусом.

«В сложившейся ситуации наиболее удобный способ для государства влиять на цену товаров первой необходимости Россия уже опробовала в медицинской отрасли. Это означает, что можно ввести контроль ценообразования в социально значимой группе товаров и следить, как их стоимость меняется от недели к неделе. Если рост вдруг становится скачкообразным, значит имеет место сговор продавцов или другое сознательное действие, требующее вмешательства государства.

Такую меру вполне можно применить к хлебу, молоку, основным группам круп и ряду других товаров первой необходимости. Но применительно, к примеру, к колбасе, такой контроль уже практически невозможен. Ведь технологии приготовления и ценообразования разные, и между двумя видами колбасы разница в цене может быть в сто раз. Тем не менее, цену социально значимых товаров правительство вполне может контролировать», — подчеркивает эксперт.

Госрегулирование дополнит механизмы рынка

Регулирование цен подразумевает комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования. Такое вмешательство в рыночные процессы разными странами осуществлялось через бюджетное, налоговое и финансовое стимулирование. Практика доказала необходимость вмешательства государства в процесс ценообразования не только в условиях деформированной экономики, но и развитой. Часто в называемых успешными странах государство регулирует цены на более чем 40% созданной продукции.

К примеру, в настоящее время в США контролируются государством от 5 до 10% всех цен. В Германии государство регулирует и контролирует до 40% стоимости всех промышленных и потребительских товаров и услуг, при этом субсидирует муниципальное жилищное строительство. И все без исключения государства мира в той или иной степени вмешиваются, когда видят: цены на социально значимые продукты завышаются искусственно.

«Введение полного государственного контроля над ценами, как было во времена СССР, уже невозможно – экономика от плановой перешла к рыночной. И во многом уже законы рынка не позволяют продавцам взвинтить цену на товар – мешает конкуренция, отсутствие повышенного спроса и ряд других факторов. Так что грубо диктовать изготовителям и реализаторам цену на товар было бы в нынешней ситуации ошибкой.

С другой стороны, введение гибкого контроля над ценами поможет защитить россиян от сговоров и провокаций вроде тех, что были с чесноком и имбирем. Как только правительство увидит признаки искусственного вмешательства в ценообразование, оно вводит жесткие меры по ограничению цены. В сегодняшней ситуации это вполне оправдано», — заключает Леонид Холод.