Газовая директива ЕС лишила смысла новые санкции США против «Северного потока-2»

Эффективность новых американских санкций против «Северного потока -2» можно будет оценить только после их введения, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

США продолжают давление на «Северный поток-2»

Посол США в ФРГ Ричард Гренелл подтвердил намерение американцев ввести новые санкции против российского газопровода «Северный поток-2», отметив, что принятие данного пакета будет быстрым.

Гренелл не сообщил, какие это будут санкции, но обозначил цель. Американцы собираются не допустить транзит газа по «Северному потоку-2» после окончания строительства. Теперь так выглядит основная задача США, а не просто задержка реализации «Северного потока-2», как в случае санкций против компаний-трубоукладчиков.

Стратегия США и их европейских сателлитов по «Северному потоку-2» прозрачна – они собираются не закрыть этот проект, а увеличить его себестоимость. Россия и ее партнеры в ЕС не откажутся от вложенных в «Северный поток-2» инвестиций, но ограничить их коммерческий возврат американцы могут.

Ради этого Штатами вводятся санкции, и они эффективны, если судить по бизнес-плану «Северного потока-2». Там 2020 год обозначен в качестве даты, когда газопровод работает и приносит прибыль.

Непонятно, с помощью каких ограничений американцы смогут добиться заморозки работы «Северного потока-2» в случае его полной реализации. США могут что угодно говорить, но их решения не влияют на хозяйственную деятельность европейских компаний, которые в будущем начнут покупать газ из «Северного потока-2».

Для этого нужны решения ЕС или ФРГ как страны, куда будет приходить газ с «Северного потока-2», а не санкции американцев. Штаты могут ввести ограничения против всех клиентов «Северного потока-2», но такое вмешательство во внутренние дела ФРГ вынудит правительство Меркель проигнорировать эти решения.

Санкции США на загрузку «Северного потока-2» могут быть эффективны только в случае их синхронизации с европейской политикой. Поэтому России нельзя игнорировать вступление в силу доработанной версии Газовой директивы ЕС, которая распространила на «Северный поток-2» нормы Третьего энергопакета.

Данное обстоятельство является реальным ограничением на загрузку проекта, причем юрисдикция ФРГ официально подтвердила Газовую директиву ЕС. Теперь «Северный поток-2», как и «Северный поток-1», должен оставлять половину мощностей на альтернативных «Газпрому» поставщиков, которых не существует физически.

Россия найдет обходное решение

«Общеизвестно, что США всегда были против любых проектов по поставкам нашего газа в Германию. Первые санкции ввел еще Рональд Рейган в начале восьмидесятых годов, поэтому ничего нового в заявлении Гренелла нет. Вопрос в том, что они придумают против «Северного потока-2», но имеет смысл дождаться этих санкций, а потом решать, как в новой реальности жить и как обходить такие ограничения», — констатирует Правосудов.

Санкционная политика США против российских газотранспортных проектов, как отмечает эксперт, существует давно, но она не мешает их реализации. Кроме двух «Северных потоков» построены две газопроводные системы через Украину и Белоруссию, которые не один десяток лет доставляют газ в Германию.

«Понятно, что американцы хотят наказать Россию, но им же не выгодно наказывать еще и своих партнеров, включая Германию. У немцев и так есть большие по вопросы по поводу политики США при президенте Трампе. Поэтому Вашингтону важно не перегнуть палку своими односторонними действиями, что накладывает большие ограничения на их санкционную линию по «Северному потоку-2», — заключает Правосудов.

Во второй половине XX века энергетические проекты сблизили Россию и Германию. Они стали возможными после того, как доминирование ХДС-ХСС в послевоенной ФРГ было разбавлено приходом к власти социал-демократов.

Благодаря этому Москва смогла урегулировать с Бонном территориальные споры и подписать первый контракт на поставку газа из СССР в ФРГ, который привел к началу строительства европейских газопроводов.

Эти процессы происходили в рамках «Разрядки» семидесятых годов, а сегодня США повышают ставки и пытаются вбить клин во взаимовыгодное сотрудничество России и Германии. И на этом направлении им помогают европейские власти путем введения Газовой директивы ЕС и других решений антироссийской направленности.

«На сегодня «Северный поток-2» ограничен в эксплуатации на 50 процентов благодаря нормам Газовой директивы ЕС, но вопрос в том, а что делать с остальными мощностями проекта? По закону об экспорте газа только «Газпром» имеет право поставлять газ по трубе. Других поставщиков по законодательству РФ появиться не может, поэтому нужно искать возможности, как полностью заполнить «Северный поток-2», — резюмирует Правосудов.

По мнению Сергея Александровича, перед нами решаемый вопрос, поскольку на любое юридическое ограничение можно найти обходное решение.

«Во-первых, можно продать остальные 50 процентов газотранспортных мощностей на аукционе, где их выкупит «Газпром». Во-вторых, продавать газ европейским клиентам в России, еще до вхождения в «Северный поток-2». В крайнем случае, если ничего не будет получаться, можно продать «Северный поток-2», чтобы «Газпром» не был формальным владельцем этой трубы. Тогда ограничения Газовой директивы ЕС и Третьего энергопакета не будут работать против российского экспорта», — констатирует Правосудов.