Эксперт Гордеев назвал предел роста цен на горючее в России

В правительстве говорят о стабильности цен на бензин, чтобы пресечь панику из-за курса рубля и снижения мировых нефтяных котировок. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

Ждать резкого роста цен на бензин в России не приходится, с таким заявлением выступил министр энергетики Александр Новак. По его словам, стоимость автомобильного топлива будет расти темпами в пределах инфляции и не зависит от волатильности цен на нефть. «У нас на сегодняшний день механизм, который был разработан правительством, помогает сохранять цены на текущем уровне независимо от того, цены на нефть идут вверх или вниз. Наши цены будут в прогнозных параметрах на уровне не выше инфляции», — сказал он.

Ранее аналогичный прогноз дал замминистра финансов Алексей Сазанов. «Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — отметил он. Страны-участницы ОПЕК+ на последнем заседании в конце прошлой недели не продлили соглашение о сокращении добычи нефти. В результате распада сделки обрушились цены на сырье, а курсы доллара и евро выросли.

«Правительство пресекает возможные проявления паники – рынок топлива в России самодостаточный, так как она сама производит нефтепродукты, но есть зависимость от внешней динамики, — отмечает эксперт. – Снижение нефтяных котировок создает предпосылки для снижения оптовых цен на горючее в РФ, вслед за этим могли бы уменьшить ценники и розничные продавцы. Однако вместе с нефтяными котировками меняется и курс доллара, что не отразится на внутреннем рынке, но будет заметно на внешних продажах.

Так что в целом на российском потребителе топлива все эти флюктуации просто не отразятся. Бизнес всегда неохотно идет на снижение ценников, тем более что в России довольно сложная специфика формирования стоимости горючего. Доходность на некоторых заправках повысится, но это не означает, что их владельцы готовы снижать цену для покупателя. Они просто оставят ситуацию как есть, но от повышения цен на бензин и солярку россияне застрахованы.

Как известно, в России действует механизм демпфера – компенсации нефтепроизводителям разницы цен на внешнем и внутреннем рынках. И большинство игроков останутся, что называется, при своих доходах из-за новых валютных курсов «рубль-доллар» и «рубль-евро».

Дефицит топлива России не угрожает

Александр Новак 6 марта заявил об окончании 1 апреля обязательств по сокращению добычи нефти странами-участницами соглашения ОПЕК+. Саудовская Аравия и ее партнеры предлагали дополнительно сократить добычу из-за снижения мирового спроса на нефть в результате эпидемии коронавируса. Москва на это не согласилась, предложив продлить существующие условия. Саудовская Аравия в ответ выступила с ультиматумом: если Россия не примет предложение ОПЕК, то сделки не будет вовсе.

Ранее аналитики сошлись во мнении, что правительство удержит цены на бензин. Так, старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов напомнил, что российским властям удалось удержать цены на бензин в 2018-м, когда нефть подорожала, поэтому они вряд ли допустят рост цен на топливо, когда нефть подешевела. С другой стороны, в Европе и США бензин со снижением цены нефти подешевел, а российские чиновники подобный вариант в РФ исключают.

«Структура цены горючего в России довольно сложна – весомую роль в ней играют налоги и акцизы. Доля самой нефти в цене литра бензина, к примеру, составляет 6-10%. А налоговые элементы не зависят от стоимости барреля на мировых биржах, и их никто не отменяет. Значит, бизнес сохранит стоимость топлива для конечного потребителя на нынешнем уровне, а возможные дополнительные доходы сочтет премией.

С другой стороны, есть договоренности, согласно которым продавцы не могут повышать стоимость горючего выше, чем на уровень инфляции. А в России, как мы знаем, она сейчас низкая – на уровне 2-3%. И уже весной инфляционную составляющую в цену включат, но покупатель этого практически не заметит. С другой стороны, в ближайшее время ряд нефтеперерабатывающих мощностей уйдет на плановый ремонт, однако дефицита при этом не возникнет.

Ведь Казахстан, куда Россия раньше отгружала большую часть экспорта, модернизировал свои заводы и теперь обеспечивает себя топливом самостоятельно. Это несколько снизило доходы российских экспортеров, однако высвободило объемы, позволяющие в период ремонтов не допустить нехватки горючего на внутреннем рынке. Параллельно отечественные НПЗ наращивают производство, так что шоков на рынке РФ ждать не стоит», — заключает Андрей Гордеев.