AliExpress Russia упростит механизм покупки в Интернете для российских потребителей

На российском рынке e-commerce появится новый игрок AliExpress Russia, который сделает механизм покупок в Интернете проще для российских потребителей, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов

В Российской Федерации появится AliExpress Russia. Данный продукт станет результатом совместной деятельности Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафона» и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Об этом стороны объявили в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке – уже завершены инвестиции в создание совместной компании в сфере электронной коммерции. Иван Кургузов уверен в том, что к утвержденным участникам сделок в будущем могут подключиться и российские банки.

«Напомню, что об этой сделке говорили достаточно давно – еще с 2018 года. Возможно, к реализации проектов присоединятся «Сбербанк» и другие кредитные организации. На сегодняшний день нет окончательной и точной договоренности, поэтому стоит ожидать изменений», – отметил эксперт.

Создание нового конгломерата, считает Иван Кургузов, происходит под влиянием общероссийского тренда на открытие больших всепоглощающих компаний крупными игроками рынка.

«Такая тенденция сегодня очень актуальна – вспомните проект «Сбербанка» «Беру!». Существуют и оффлайновые гиганты, которые прибегают к подобной концепции. У конгломерата Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафона» и РФПИ есть очень сильные стороны для конкурентной борьбы. Игроки смогут создать экосистему, которая будет иметь мощную силу на рынке», – добавил эксперт.

AliExpress Russia – сильный конкурент для малых предприятий

Изначально конгломерат создавался по желанию основателя Alibaba Group Джека Ма, который неоднократно говорил о необходимости открытия такого гиганта в развитии инфраструктуры для электронной торговли ради улучшения состояния экономики Российской Федерации.

«В первую очередь AliExpress Russia повлияет на небольших и средних игроков, которым будет сложно состязаться с этой экосистемой. Отталкиваться нужно от того, что AliExpress – это прежде всего китайские товары. Предположительно, товар из Китая будет доставляться в Россию еще проще – у Mail.ru Group и «Мегафона» есть данные о потребительских предпочтениях, под которые начнут подстраивать предложения», – уверен Кургузов.

Включение российских продавцов, считает эксперт, будет минимальным и в рамках дополнительных решений. Основным направлением AliExpress Russia станет очень быстрая доставка китайской продукции маленькими партиями для потребителей в России.

Плати и покупай: актуальность новой платежной системы

Кроме этого при участии еще и USM, РФПИ и платежной системы Alipay (входит в аффилированную с Alibaba Group компанию Ant Financial Services) Россия сможет увидеть предприятие, которое будет представлять платежные услуги и электронные кошельки. Пока стороны подписали соглашение, которое ни к чему не обязывает. Mail.ru Group внесет активы в виде «Деньги.Mail.ru» и VK Pay, став крупнейшим акционером с долей 40%.

О платежных услугах и электронных кошельках ничего точного на сегодняшний день не известно, но Иван Кургузов предполагает, что платежная система Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафона» и РФПИ не станет крупным игроком.

«Отсутствие информации не дает сделать точный прогноз по поводу запуска готовящейся платежной системы. Есть сомнения в том, что она не станет таким же крупным предприятием, как Alipay. Нельзя с уверенностью сказать о том, что российские пользователи в будущем будут активно использовать платежную систему для покупки билетов или оплаты услуг, вызова такси, бронирования гостиниц. Ясно одно – новая платформа будет повышать спрос на оплату покупок на AliExpress и AliExpress Russia», – отметил эксперт.

Напомним, Alipay в России до сих пор работала в основном для китайских граждан: с ростом турпотока из Китая с этой платежной системой начали сотрудничать крупные российские ритейлеры, в том числе «Дикси», «Азбука вкуса», ЦУМ, магазины Mercury Group и т. д. Ежемесячно китайской платежной системой в России на конец 2018 года пользовались около 100 тысяч человек, а всего у Alipay более 1 млрд пользователей с учетом тех, кто открывает сервис через локальных партнеров по электронным кошелькам. 

Под тенью AliExpress Russia: чего ждать малому и среднему бизнесу

Официально в рамках объявления о новом конгломерате полностью повторилась идея 2015 года, которая предполагает продвижение российских товаров на внешние рынки. Доля онлайн-коммерции в обороте розничной торговли в России около 5%. Новая платформа, считает Иван Кургузов, действительно может поменять ситуацию на отечественном рынке, но не в лучшую сторону для малого и среднего бизнеса.

«Российскому бизнесу будет сложно продавать свои товары китайским потребителям из-за некоторых сложностей в реализации. В Китае есть товары, пользующиеся популярностью, но продает их очень низкий процент предпринимателей из России. Даже высокомаржинальными товарами торговать онлайн там тяжело из-за строгих норм и ограничений», – рассказал эксперт.

Но есть и другой сценарий, в котором малый и средний бизнес России сможет занять выгодную позицию. Его развитие возможно, если AliExpress Russia даст возможность предпринимателям реализовывать товары и услуги через свою площадку на территории Российской Федерации.

«Бизнес сможет продавать с помощью AliExpress Russia пуховые платки, спецодежду или инструменты. Есть такой шанс, но существует угроза. Заключается она в том, что китайская промышленная мощь задавит маленьких производителей. Обязательно найдется производитель в КНР, который будет делать все то же самое, но дешевле.

При этом продажа товаров через AliExpress Russia будет происходить быстрее чем через AliExpress. Сократиться, например, время доставки. Но если же создатели новой платформы возьмут курс на продвижение через нее малого и среднего бизнеса в России, то это окажет положительное влияние на экономику страны», – резюмировал Иван Кургузов.